«Здесь, в Меджугорье феномен исповеди все же наиболее силен. Я упоминаю об этом, имея в виду, насколько существенным элементом христологии является это таинство. Таинство примирения – это таинство Божиего милосердия, оно связано с Иисусом Милосердным, в частности со св. Фаустиной Ковальской, ее миссией и духовным опытом. Я хотел бы только напомнить, что Фаустина имела возможность общаться с Иисусом почти ежедневно, годами. Так что это еще одна параллель с ситуацией здесь, в Меджугорье».
Завтра специальный посланник Папы в Меджугорье епископ Варшавский и Пражский Хенрик Хосер заканчивает первый этап своей миссии. В Меджугорье он провел несколько дней, и не исключено, что еще вернется сюда перед тем, как представить папе Франциску окончательный доклада, запланированный на июнь. Напомним, что, как он сам не раз повторял, цель его пребывания в Меджугорье - изучение ситуации с пастырским попечением в этом месте.
За время пребывания он пообщался со всеми, так сказать, «заинтересованными сторонами». Он встретился с епископом Мостарским и Дуваньким Ратко Перичем, а также с меджугорскими визионерами, или, как он их сам обозначил, – «с людьми, которые пережили явления, подлинность которых не подтверждена».
Его пребывание в Меджугорье вызвало здесь, безусловно, большую радость, как можно было наблюдать в эти дни в Меджугорье. Это вполне ожидаемо: Хосер – первый посланник Святого Престола с 1981 г. и начала событий в Меджугорье. Некоторые СМИ поспешили заявить, что его миссия – несомненно, признак положительного итога работы специальной комиссии Святого Престола, которая должна дать оценку явлениям. Однако в этом интервью Хосер возвращает нас к реальности. По словам архиепископа, что действительно не вызывает сомнений, так это то, что он осознает «огромные духовные плоды Меджугорья».
Наш портал - единственное СМИ в Хорватии, и, насколько нам известно, и в мире, которое получило возможность взять у архиепископа отдельное интервью по случаю окончания первого этапа его миссии.
Благодарим Барбару Андрианич за помощь в создании этого текста.
- Как вы уже несколько раз отмечали, вашей главной задачей была изучение потребностей в пастырском окормлении и возможных способов их обеспечения. Какие впечатления сложились у вас за несколько дней, проведенных в Меджугорье?
- Ситуация с пастырским окормлением в Меджугорье мне кажется вполне устроенной. Конечно, есть и трудности, потому что за эти годы через это место проходило все увеличивающееся число паломников, чьи нужды в пастырском окормлении необходимо было удовлетворить. По мере своих возможностей местная пастырская община этим и занималась.
В настоящий момент в Меджугорье присутствуют все формы пастырского попечения, и считаю, что они доброкачественны. Прежде всего, я имею в виду литургию, которая служится в соответствии со всеми церковными правилами, а также другие, как мы их называем, паралитургические формы благочестия, такие, как молитва Крестного пути. Важно также и поклонение Святым Дарам - форма благочестия, в которой выражается вера верующего в действительное присутствие Иисуса Христа в Евхаристии. Поклонение Святым Дарам – это важный элемент паломничества в Меджугорье.
Далее, еще один значимый элемент здешней ситуации с пастырским попечением – это просвещение и передача Божиего слова. Форм духовного просвещения немало - это и катехезы, и проповеди, и частые и разнообразные семинары, одни из которых имеют общую направленность, а другие ориентированы на определенные группы людей и профессии, к примеру, на медицинских работников. Также проводятся семинары духовного обновления – так, в местном Доме мира духовные обновления проходят каждую неделю. Так что все потребности в пастырском окормлении обеспечены, в различных формах.
Однако самым масштабным и значимым феноменом мне представляется таинство исповеди. Количество присутствующих сейчас священников едва способно удовлетворить потребности верующих, что также имеет место в других святилищах мира. Свидетельства исповедующих и самих верующих говорят об очень глубоких исповедях, в которых случаются опыты сильных обращений. И мне кажется, это нечто, что свойственно именно Меджугорью.
- Ожидали ли вы такую ситуацию в отношении пастырства?
- У меня не было никаких ожиданий или предубеждений. Я приехал просто удостовериться в том, что здесь происходит, без каких-либо заранее сложившихся представлений. И что я вижу, - это то, что это место – одно из важных мест почитания Марии, ежегодно принимающее два с половиной миллиона паломников из восьмидесяти разных стран. Паломники приезжают со всех концов земли, и этот международный характер паломничества также заметен в Меджугорье.
- Вы здесь впервые. Какое, в целом, у вас сложилось впечатление?
- Здесь преобладает особый духовный опыт. Происходящее в Меджугорье не ограничивается только приемом паломников, которые приезжают сюда на несколько дней, - вокруг этого места образовалась настоящая сеть инициатив духовного свойства, прежде всего каритативных, которые работают постоянно. И я должен сказать, что небезразличие и включенность людей, которые заняты в этих организациях, производят большое впечатление. Как и уже имеющиеся результаты.
Но все же акцент всегда на духовной стороне. Молитва здесь всегда на первом месте. К примеру, «Майчино село» - община, которой руководят францисканцы, строится на помощи людям всех возрастных категорий с различными проблемами. Там помогают многим – от детей дошкольного возраста до пожилых людей, которые переживают разные жизненные трудности и находят здесь определенную терапию, основанную на старом бенедиктинском принципе, – «Ora et labora». И это дает блестящие результаты. Как раз сегодня я был там.
- Здесь также есть Ченаколо!..
- Да, община, которая известна также в других странах и которая имеет прекрасные результаты в борьбе с зависимостями. Здесь эти молодые люди помогают другим – особенно пожилым паломникам, которые поднимаются на Крижевац или Подбрдо. Не будем забывать, что Меджугорье не просто так получило свое название. Паломнические маршруты круты и проходят по горам, а эти молодые люди из Ченаколо часто несут инвалидов на места молитвы.
Так что хочу сказать, что вокруг Меджугорья образовались общины, которые предлагают духовную поддержку и помощь нуждающимся, в различных формах.
- Значит, духовные плоды есть?
- Да, и они огромны. Что видно в тех инициативах, которые я упомянул, и тех формах благочестия, которые здесь развиваются.
- Многие отмечают, что ваш приезд – это первый случай, когда Ватикан направляет со служебной миссией в Меджугорье кого-то из высокопоставленных прелатов. Вы посетили и холм явлений. Многие видят в этом своего рода знак «признания» того, что здесь происходит….
- В вопросе о Меджугорье нужно всегда разделять два аспекта. Один – тот, который касается пастырства и к которому я имею непосредственное отношение. Другой касается подлинности или же неподлинности явлений. Этот аспект не является причиной моего нахождения и исследований здесь. Явления – предмет работы специальной комиссии, которой руководит кардинал Камилло Руини и результаты которой еще не объявлены.
Поэтому надо разделять эти два аспекта, которые, надо признать, существуют бок о бок. Я нахожусь здесь в связи с пастырским аспектом Меджугорья, важность которого Церковь осознает и признает, что подтверждает и мой приезд сюда. Я здесь для того, чтобы изучить пастырскую ситуацию и предложить возможные решения, чтобы она была еще более плодотворной.
- Некоторые упоминают также вашу проповедь в церкви св. Иакова и упоминание Марии как «Царицы мира».
- Как я сказал, я не могу высказываться на эту тему. То, что я могу, – напомнить, что в молитвенной традиции Церкви почитание Божией Матери как Царицы мира очень распространено. В своей проповеди я говорил, что верность Иисусу, Его Матери и Церкви должны быть духовным основанием для всех, кто сюда приезжает, и что Марию можно почитать везде. Я указал на универсальность марианского культа. Она - Царица неба и земли, и поэтому Ее можно чтить везде, не только в Меджугорье или ином месте, где явления уже признаны.
Церковь никогда не ожидала от верующих, что они должны верить в частные откровения. Не должны. Потому что откровение об Иисусе Христе закончилась со смертью последнего апостола, и именно на основании этого откровения Церковь создала свою традицию и учение. Все частные откровения подлинны лишь в той мере, в которой их учение и духовность находятся в согласии с откровением Иисуса Христа.
- Встречались ли вы с визионерами?
- Да. Это было предусмотрено как часть моей миссии. Но я встретился не со всеми, потому что не все они находятся здесь, в Меджугорье.
- Как прошла встреча?
- Об этом я буду писать в своем докладе, но могу сказать, что встреча прошла в спокойной атмосфере и была очень полезна. Конечно, мои исследования не были направлены на выяснение подлинности явлений. Моя задача была в том, чтобы как-то познакомиться с их жизнью здесь, в Меджугорье. У меня сложилось впечатление, что они очень обособлены, живут в уединении. Не выступают вперед и не навязываются. Они произвели на меня положительное впечатление. Вспомним, что обследования психологов и психиатров в ранний период явлений показали, что в поведении этих людей нет отклонений. Это здоровые люди.
- До приезда сюда вы особо отмечали, что Меджугорье «место больше христологическое, чем марианское». Убедило ли вас в этом ваше пребывание здесь?
- Да. Я лишь повторил здесь то, что говорил Людовик де Монфор: через Марию к Иисусу. Здесь складывается христоцентричная духовная традиция. Место Блаженной Девы Марии определено Ее ролью в истории спасения. Она всегда была рядом с Иисусом. Она была под крестом, носила Его, родила Его. Она целиком существовала только для Него. Именно поэтому образ Марии поддерживает эту христоцентричную духовность.
- Можно ли это сравнить с другими местами почитания Марии?
- Я был в марианских святилищах, таких как Лурд, Фатима, или Кибех - святилище в Африке. Здесь, в Меджугорье феномен исповеди все же наиболее силен. Я упоминаю об этом, имея в виду, насколько существенным элементом христологии является это таинство. Таинство примирения – это таинство Божиего милосердия, оно связано с Иисусом Милосердным, в частности со св. Фаустиной Ковальской и ее миссией и духовным опытом. Я хотел бы напомнить только, что Фаустина имела возможность общаться с Иисусом почти ежедневно, годами. Так что это еще одна параллель с ситуацией здесь, в Меджугорье. Рекомендую почитать ее «Дневник».
И в том случае также потребовались годы, для того чтобы культ Божиего милосердия был признан. Возможно, это могло бы затянуться и дольше, если бы не решение св. Иоанна Павла II. Культ, который в свое время был даже запрещен, многие годы был безвестен, все же выжил, чтобы сегодня получить признание и распространение.
- Вы видите параллели с Меджугорьем?
- Я вижу некоторые аналогии, которые нужно осознавать, чтобы понимать происходящее здесь в некотором более широком контексте. Я думаю, что комиссия кардинала Руини также учитывает этот более широкий контекст. Однако важен и контекст самого Меджугорья. Оно находится в той части Европы, которая полиэтнична, где переплетены католики и православные. Кроме того, христианство тут соприкасается с исламом. Это край, где всегда, так сказать, «закипает» и где много фанатизма, как мы видели во время недавней войны. И в таком месте возникает послание о мире. Кроме того, ведь именно в Сараево началась первая мировая война, которая унесла миллионы жизней. Поэтому я думаю, что это место знаковое, если говорить о почитании христианского Бога и Его присутствии в истории.
- Можно ли в богословском смысле отделить потенциал для евангелизации, существующий в Меджугорье, как вы сами сказали, от явлений, которые тут предположительно происходят?
- Вопрос о явлениях – история незаконченная. Расследование Церкви продолжается, и в скором времени она представит свое мнение. Однако нельзя остановить то масштабное движение, которое здесь возникло, то колесо, которое движется и способствует развитию здорового и вполне церковного марианского культа, который имеет свое место и свои, я бы сказал, права.
- Некоторые считают, что решение по Меджугорью слишком задерживается…
- Чуть раньше мы упоминали подобную ситуацию с культом Божиего милосердия. Там, где существует неопределенность, нужно время, чтобы ее разрешить. Когда возникает вопрос об этих явлениях, возникают и определенные противоречия. Церковь должна эти противоречия исследовать и вынести определенный вердикт на основании того, что сообщают заинтересованные стороны – не только те, кого мы называем визионерами, но и местный епископ. Это сложные вещи, а Церковь к таким вещам всегда подходила с осторожностью.
- Многие считают, что папа Франциск, говоря о «Марии, которые не шлет письма каждый день», критикует именно Меджугорье. Что вы думаете об этом?
- Я не хочу комментировать это, потому что не уверен, какое сообщение вкладывал в это папа Франциск и что именно он хотел сказать этим заявлением. Мне известно то, что он не упоминал явно Меджугорье. Если речь о визионерах в Меджугорье, я знаю, что они записывают послания, которые получают в этих явлениях, подлинность которых не подтверждена. Они не содержат новых элементов, но лишь подтверждают основы веры и напоминают о них. Это как с молитвами – повторяя их, мы тем самым вновь утверждаем то, во что верим, напоминаем себе о том. Когда мы молимся по розарию, мы ведь напоминаем себе о тайне спасения, верно? Это как маленькая катехеза. Как повторение символа веры на каждой воскресной мессе. Думаю, что эти послания можно описать таким образом – как напоминание о вере и утверждение ней. Мы живем во времена, когда потребность в этом очевидна. Особенно, когда под вопросом мир в мире. Святой отец часто говорит о третьей мировой войне, которая отчасти уже здесь. Это актуальная тема, к которой необходимо возвращаться.
- Недавно епископ Мостарско-Дуваньский Ратко Перич сделал очень резкое заявление о Меджугорье. На днях вы встречались и с ним. Как прошла эта встреча?
- Я не могу комментировать его позицию, которая хорошо известна, в том числе и вам, журналистам. Однако повторяю – Церковь должна подходить к таким явлениям с осторожностью. Это значит, что необходимо изучить все аргументы «за» и «против». Я беседовал с ним недолго и до отъезда встречусь с ним еще раз. Каждый имеет право на свое мнение. Каково мнение епископа о Меджугорье, мы знаем.
- Как посланник папы не ощущаете ли вы себя в этой ситуации в какой-то мере между молотом и наковальней? С одной стороны, епископ, с другой – верующие и францисканцы?
- Мое пребывание здесь не настолько «опасно». Где люди, там всегда какие-то разногласия. Этому не надо уделять слишком много внимания. Церковь имеет две тысячи лет опыта, который включает, в том числе, и феномены, подобные меджугорскому, и нет сомнений, что в конце концов она найдет решение, которое удовлетворит всех.
Горан Андриянич
Джерело: bitno.net